75- летию начала Великой Отечественной войны посвящается.
В июне 2016г.подводно-поисковая экспедиция Кронштадтского морского музея и члены регионального поискового объединения «Подвиг» (Геленджик, председатель А.Шимкив) подняли в
пролива три советских самолета Ил-2. В кабине одного из них обнаружены останки летчиков, погибших в 1943 году во время десантной операции Красной Армии. Теперь можно восстановить картину последнего боя. Впрочем, на этом работа поисковиков не заканчивается — в годы войны там были подбиты полторы сотни таких самолетов.Над морской гладью Керченского пролива парит, правда, уже только при помощи тросов и судоходного крана, штурмовик Ил-2. Поднять удалось лишь со второй попытки. Первая была в апреле. Тогда группе морских инженеров из Санкт-Петербурга удалось достать со дна лишь двигатель самолета, но он уже помог понять, кто на этой крылатой машине отправился в свой последний бой.
Пилот из Кировской области Александр Седов и стрелок — киевлянин Борис Фридман. 5 декабря 1943 года их Ил-2 был сбит по пути на базу зениткой врага. Уже на корме аварийно-спасательного судна удалось оценить состояние находки. Рыболовные сети за 70 с лишним лет буквально окутали фюзеляж и, похоже, именно это «удержало» останки летчиков внутри.
Тогда, в 1943 году, в Керченском проливе легендарные Ил-2 с воздуха прикрывали высадку десанта. Советская авиация потеряла в боях за Крым 146 штурмовиков. Еще один из них удалось обнаружить и поднять у Таманского берега. Найти, а тем более поднять со дна самолет с целым фюзеляжем — уже большая удача. Поисковикам потребовались считанные минуты, чтобы отыскать номер двигателя. Цифры хорошо сохранились на редукторе. Благодаря ним уже через полчаса по специальным базам данных удалось установить историю штурмовика и судьбу его экипажа.
«Самолет Ил-2, номер самолета 6753, пилот Мышко Евгений Кириллович. Пилот получил тяжелое проникающее ранение в живот, его эвакуировали проплывающие суда и он умер через три дня и был захоронен в станице Стеблевская недалеко под Таманью, а судьбу стрелка мы пока не знаем», — рассказывает руководитель Геленджикской поисково-исследовательско
За год со дна пролива благодаря таким экспедициям удалось поднять четыре штурмовика времен Великой Отечественной войны.
Пресс-секретарь экспедиции Илья Мельников добавляет: «Один из самолетов, которые мы подняли в 2015 году, сейчас находится в парке «Патриот» около подмосковной Кубинки. Самолеты, которые мы подняли в апреле месяце этого года, сейчас проходят реставрацию в Геленджике, и один из них планируется установить в парке «Победы» в Геленджике, восстановив его полный облик. 20 июня три поднятых в Керченском проливе самолета были доставлены в Геленджик. Перед Ил-2, в котором находятся останки летчиков-героев младшего лейтенанта Александра Седова и сержанта Бориса Фридмана, была отслужена поминальная служба – панихида. На панихиде молились почетный настоятель Свято-Преображенского храма протоиерей Виталий Ковалев, поисковики во главе с председателем поисково-исследовательско